"Ивановская Газета" № 86 (03.11.2015) http://ivgazeta.ru/read/19838
Семинаристы учатся с утра до вечера, прерываясь только на обед
При поступлении вместе с аттестатом они приносят свидетельство о крещении, сдают экзамен по Закону Божьему и пишут сочинение на библейскую тему. Их занятия начинаются и заканчиваются общей молитвой. Чем еще духовное образование отличается от светского и как протекает жизнь будущих священников, журналисты «ИГ» выясняли, заглянув за ворота Иваново-Вознесенской духовной семинарии.
Отсеивают сомневающихся и вступивших во второй брак
Путь в семинарию у каждого свой: одни приходят, только окончив школу; другие – получив высшее образование и успев поработать по специальности; третьи – уже имея священнический сан и большой опыт служения за плечами. Этих людей объединяет одно: все они готовы служить Богу.
«Родом я из Пестяков. Воспитывался в многодетной семье. Мама привела меня в местный Успенский храм, когда я был маленький, – рассказывает студент 3-го курса семинарии Константин Климентов. – В 10 лет я лишился отца, и с тех пор еще больше потянулся к церкви: начал помогать священнику в алтаре, выполнял обязанности пономаря, потом по благословению настоятеля церкви перешел на клирос. Когда уже учился в старших классах, решил, что хочу стать священником».
КСТАТИ |
На очном отделении Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии сейчас учатся 13 человек, на заочном – 231. Им преимущественно от 30 до 50 лет. На очное отделение в основном поступают выпускники православной школы-интерната Шуйской епархии. На заочном отделении учатся, как правило, священнослужители и насельники монастырей, которые раньше по каким-то причинам не смогли получить духовное образование. |
Стать студентом духовной семинарии непросто. Это признают и семинаристы, и их преподаватели. При поступлении кроме общепринятых документов абитуриент должен представить свидетельство о крещении, венчании (если женат) и рекомендацию-характеристику священника, заверенную архиереем своей епархии. Следующий этап – вступительные экзамены: Закон Божий и сочинение. И в заключение – самое серьезное испытание: собеседование. «Во время собеседования нам важно в первую очередь понять настрой и цели человека. Он должен твердо решить, что хочет стать священнослужителем. Сомневающихся людей мы не принимаем, – говорит ректор духовной семинарии игумен Герман (Дворцов). – Семинария существует за счет скромных пожертвований приходов и монастырей. Вкладывать эти средства в человека, который еще не определился, было бы неправильно».
Если человек хочет получить духовное образование только для общего развития, то ему рекомендуют посещать воскресную школу для взрослых (они существуют при храмах). Для людей, которые сами намерены преподавать в воскресной школе или работать в духовно-просветительском центре, при семинарии организованы двухгодичные катехизаторские курсы.
«Кроме сомневающихся мы отсеиваем людей, которые имеют канонические препятствия: например, человек развелся с женой и вступил во второй брак. По канонам его нельзя рукополагать ни в сан диакона, ни в сан священника», – поясняет игумен Герман.
Сначала богословие, потом информатика
У абитуриентов, успешно прошедших все испытания, начинается новая – студенческая пора. Правда, она в отличие от светских учебных заведений не строится по принципу «от сессии до сессии живут студенты весело». «В семинарии одним из важнейших видов деятельности является воспитательная работа. У студентов есть форма (черные китель и брюки), распорядок дня, послушания, они несут серьезную богослужебную нагрузку», – рассказывает ректор.
Кроме узкоспециализированных предметов, таких как, например, история русской религиозной философии, догматическое богословие или Священное Писание Нового Завета семинаристы, как и в светских вузах, изучают русский язык, историю, иностранные языки, информатику. Практические занятия, такие как церковное пение, церковное чтение и риторика, проходят в семинарском храме.
«Мне, честно говоря, тяжело дается Священное Писание. Я знал его на базовом уровне, а сейчас идет более глубокое изучение, толкование, открываются новые смыслы. Тяжело идут и исторические науки, латинский язык», – говорит студент Константин Климентов.
«Мы не стремимся отчислить студента. Он и сам понимает, что, учась в семинарии, совершает небольшой подвиг. Служение Богу требует полной самоотдачи, – считает игумен Герман. – Один студент учился у нас восемь лет, но так и не окончил семинарию. Хороший, искренний, послушный, но ряд предметов ему не давался. Сейчас он женился, сменил место жительства и доучивается уже в другом учебном заведении».
После занятий ребятам раздают послушания (выполнение определенных работ). Среди них – помощь во время служб митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа; заведование прачечной; поддержание чистоты в храме и на территории семинарии; помощь в трапезной, канцелярии и библиотеке.
Ищут вторую половинку среди певчих и прихожанок
Распорядок дня хоть и строгий, но семинаристы находят время и для отдыха.
Предварительно предупредив дежурного помощника (из числа сотрудников семинарии, которые круглосуточно следят за порядком), молодой человек может сходить в магазин, прогуляться или встретиться с любимой девушкой за пределами семинарии.
Кстати, с представительницами прекрасного пола семинаристам, если, конечно, они не собираются принять монашество, не только можно, но и нужно знакомиться и строить отношения. Ведь неженатый человек не сможет стать «белым» священником.
Прежде чем жениться, студент должен познакомить ректора со своей избранницей. «Я беседую с молодыми людьми, а потом пишу ходатайство архиерею с просьбой дать благословение на вступление в брак, – поясняет игумен Герман. –Отказов не было. Ребята и сами понимают, что им нужна супруга верующая, следующая нравственным принципам. Не может же быть такого, что мужу надо на службу, а жене в ночной клуб. Студенты ищут половинку в своей среде: знакомятся с девушками с регентского отделения (после обучения в семинарии они руководят церковным хором. – Е. Л.), с прихожанками храмов».
Если студент очного отделения женится, то он, как правило, переходит на заочное отделение, чтобы не разлучаться с семьей. Такие студенты приезжают в семинарию только на занятия и экзамены.
Студент заочного отделения диакон Кирилл познакомился с будущей женой во время крестного хода. «Получилось так, что в 2009 году знакомые позвали меня поучаствовать в длительном крестном ходе. Но в то время я был даже не крещен. В итоге я принял крещение, а на следующий день отправился в крестный ход, который изменил мою жизнь, – вспоминает студент с бородой. –Сейчас я служу в Успенской церкви в Лухе, у меня двое детей. Давно хотел получить духовное образование. Хорошо, что полученные здесь знания я сразу могу применить на практике».
Стать священником без духовного образования почти невозможно
В семинарии отслеживают и дальнейшую судьбу своих выпускников. Двое из четырех ребят, завершивших обучение в прошлом учебном году, поступили в Московскую духовную академию. Один женился и был рукоположен в сан диакона, сейчас служит в Шуе, в Воскресенском кафедральном соборе. А еще один выпускник призван в армию.
Ректор семинарии уверен, что «кадровая» проблема в храмах региона постепенно решается. И надеется, что в течение ближайших пяти лет Ивановская митрополия значительно пополнится священнослужителями.
«В нашей области возрождаются храмы. В идеале в каждом из них должен быть свой священник, а где-то и несколько. Но проблема не только в том, что священнослужителей не хватает, а еще и в том, что приход не всегда может содержать священника и его семью», – говорит игумен Герман.
С появлением в нашем регионе духовной семинарии человек не может стать священником, не получив духовного образования (исключений очень мало). Ведь священнослужитель, который проповедует для десятков, а порой и сотен прихожан, должен быть соответствующим образом подготовлен.
Фото — Дмитрий РЫЖАКОВ
Газета № 86 (03.11.2015)